«В родительском доме». Место, где всегда ждут.

Автор Наталья Швецова

День рождения моей бабушки — 7 ноября. В детстве эта дата всегда выпадала на осенние каникулы. И конечно в доме бабушки в этот день собиралось большое застолье. Как же любила я эти праздники!

Взрослые с утра что-то готовили в летней кухне, часто к этому привлекали и нас. Обязательным в меню был винегрет и салат «Оливье». Последний нарезали в большой металлический таз, который хранился потом в холодной веранде. А ещё бабушка разрешала спуститься в погреб и выбрать что-то для застолья. Сколько там было вкусного! Большие банки с соленьями и компотами, маленькие с салатами и вареньем. Бабушка делала огромное количество заготовок на зиму, даже не знаю когда она всё успевала.

Иногда взрослые за разговорами забывали о нас. И тогда мы с сёстрами могли погулять во дворе. Осенью в деревне становится как-то тише. Пахнет животными, сеном и опавшими листьями. По двору ходят бабушкины утки-шипуны. А в коридоре летней кухни висят связанные дедушкой веники. Вспоминаю, и словно ощущаю эти звуки и запахи.

Потом приходили ещё родственники, все садились за большой стол в доме. Уютно потрескивал огонёк в печи, тепло от которой постепенно заполняло все комнаты. Нам не сиделось за столом. Перекусив, мы убегали в «детскую», где могли посекретничать. А взрослые ужинали, общались, пели старинные песни. У деда был сильный голос и хороший музыкальный слух. Он эффектно запевал, потом подхватывали остальные. И вот уже многоголосый хор исполняет застольную песню…

У бабушки голос красивый и мелодичный. А вот хорошим слухом она похвастаться не может. Тем не менее петь она всегда любила. Часто песнями сопровождались домашние дела. В детстве мне нравилось слушать бабушку. А в какой-то момент, подражая ей, я стала тихонько подпевать. Потом громче. И вот уже мы вдвоём во весь голос распеваем «Шумел камыш» и «Ой, калина»… Пришло время возвращаться домой. Однажды, увидев что мама занята домашними делами, я по привычке затянула знакомую песню. Наверное своим исполнением я превзошла бабушку. Мама была в шоке, услышав как ребёнок кричит и завывает что-то про камыш. А когда она поняла что «это» песня, просто махнула рукой — главное чтобы не пела слишком часто. Не смотря ни на что, мне наши с бабушкой песни очень нравились. Ну а музыкальный слух мне удалось исправить уже во взрослом возрасте.

С домом бабушки связано многое. Там выросла моя мама и её сестры. В детстве я часто замечала, как приезжая в родительский дом, мама невольно начинала говорить так же, как бабушка. Те же слова и выражения, та же интонация. Наверное просто с головой погружалась в атмосферу родных мест.

Там родилась и я. С раннего детства я часто и подолгу болела. Жили мы с родителями в хуторе Паршиков. Родители работали, и бабушка конечно же забирала меня к себе в станицу Советскую. Наверное у меня было лучшее детство. Бабушка до сих пор вспоминает те времена: «Въезжаем в станицу, ты молчишь. И только когда с пригорка становится видна красная крыша дома, радостно кричишь — Ура! Советская!». И наши прогулки к родственникам и обратно, которые были почти ежедневным мероприятием. «Снег хрустит под ногами, а ты бежишь впереди в красном пальто и лисьей шапочке. Идём мимо дворов, во многих собаки. И каждую ты узнавала по голосу».

Но лечение никто не отменял. Когда мне нужно было поставить горчичники, к этому подключали и деда. Мы играли в прятки! Горчичник прилеплялся на спину, бабушка заворачивала меня в одеяло и брала на руки. Сначала мы прятались от дедушки, потом он от нас. Горчичник жутко жёг спину, но хотелось поиграть ещё и я терпела. Удивительно, я была совсем маленькая, но хорошо помню эти моменты. Были ещё банки. И какое-то кошмарное месиво из алоэ, масла и мёда, которое использовалось в качестве микстуры.

Хорошим аппетитом я похвастаться не могла. И тут опять выручала игра. Бабушка набирала ложку супа и отворачивалась: «Надеюсь сорока не съест мой суп». «Сорока» в моём лице конечно же съедала, после чего следовало бурное «негодование» бабушки. Действо повторялось до полного опустошения тарелки.

Но однажды даже это не сработало, я капризничала и упорно отказывалась обедать. Исчерпав все аргументы и уговоры, бабушка ушла на работу. «Всë, никакой сороки, никаких игр, если захочет есть, попросит» — устало проинструктировала она деда. Я поиграла с дедушкой, потом сама. Время обеда уже прошло, и казалось все забыли о несъеденном супе. Я забеспокоилась. Дедушка не уговаривал поесть, и кажется вообще кормить не планировал. Надо было что-то делать. «Дед, давай играть в сороку…». Вернувшуюся бабушку ждал довольный ребёнок и пустая тарелка из-под супа.

Перед сном бабушка читала мне книжки и рассказывала сказки. Особенно интересной была про Коня-огня. В сказочных реалиях мы с бабушкой убегали от агрессивного животного, сражались с ним, и непременно побеждали. А ещё были истории из жизни. О детстве, о войне, о родной станице. Бабушка рассказывала очень интересно, часто к разговору подключался и дед.

Став старше, я продолжала приезжать к бабушке на школьные каникулы. А уезжая обратно, неизменно ревела в три ручья. Недавно бабушка призналась, что в такие моменты тоже украдкой плакала, ведь без детей дом становился пустым и безмолвным.

Я помню каждый уголок в доме бабушки, и для меня он был не менее родным чем дом родителей. Даже повзрослев, и приезжая к бабушке уже с дочкой, я словно вновь возвращалась в детство. Бабушка обязательно брала у соседей молоко, зная что я люблю именно парное. И мы как раньше беседовали обо всём. А в ноябре за большим столом как обычно собирались родственники…

Когда дом пришлось продать, ощущения были странные. Как будто забирают часть жизни. Я до сих пор скучаю по нему. А когда решаю изобразить на холсте, каждая мелочь сама собой всплывает в памяти. Так появилась и моя работа «В родительском доме». Комната с круглым столом, за которым моя дочь. Бабушка и мама накрывают на стол и весело обсуждают что-то своё. Мама сама уже в статусе бабушки, но в родительском доме она ребёнок. Невольно она начинает говорить в той же манере, что и бабушка. В печке потрескивает огонь. Рядом вальяжно разлëгся на коврике кот. Тепло, исходящее от печки наполняет дом, и кажется что время остановилось.

Сейчас бабушка живёт в Цимлянске. Когда я бываю у неё, мы часто вспоминаем былые времена. Ведь эти воспоминания одни из лучших для нас обоих. А ещё бабушка как в детстве рассказывает мне о своей жизни. Некоторые истории я слышала уже неоднократно. И всё равно интересно. Жаль только что сказки про Коня-огня ушли в небытие вместе с моим детством.

-Мне часто снится наш дом — сказала недавно бабушка — Хоть во сне там бываю.

Я промолчала. «Мне тоже, бабушка, мне тоже… «.

Вам может быть интересно